Владимир Дубровский: характеристика и образ героя

Владимир Дубровский

Роман А.С. Пушкина «Дубровский» многими современными критиками оценивается, как неудача великого поэта и прозаика в плане отступления к примитивному европейскому романтизму. Однако, сам роман был написан в разгар творчества поэта гений его просматривается в полной мере на примере и этого произведения. Настолько понятен и естественен язык произведения, что роман прочитывается на одном дыхании, подтверждая признание Пушкина непревзойдённым мастером слова.

 Владимир Дубровский – основной персонаж произведения, главное его действующее лицо, и сюжет романа строится именно на его образе, что и заложено в самом названии. Однако, по прихоти автора он появляется только в третьей главе, которой предшествуют все те трагические события, давшие завязку интересной разбойничьей истории. Даже то, что язык романа часто перемежается старинными словами и оборотами речи, способствует созданию у читателя ощущения реальности происходящего, погружает его в события того времени полностью. Сам Владимир Дубровский же выражает свои мысли и чувства языком совершенно правильным в современном понимании, что создаёт впечатление образованного и умного человека.

Характеристика героя

Владимир Дубровский

 Образ сына старого помещика, молодого офицера гвардии, беззаботно прожигающего жизнь, каким показан Владимир в начале произведения, постепенно рассеивается при дальнейшем развитии сюжета. Модель поведения для молодых людей того времени, обыкновенная своей лёгкостью, не может быть поставлена в вину молодому офицеру. Он рано лишился матери, с отцом не имел возможности видеться, воспитываясь в кадетском корпусе, что было обычным в то время. На момент событий описанных в романе, он не видел отца уже на протяжении восьми лет. Да и до этого воспитанием его больше занималась старая няня. Узнав о болезни отца, Владимир раскрывается уже совершенно с другой стороны, сыновья любовь, нежность к родителю, ответственность за отчий дом сразу же заставляют его переменить свои образ жизни, оставить свои обычные занятия. Хотя такие перемены и страшат его неизвестностью, но Дубровский без колебаний подаёт рапорт об отпуске, и даже готов оставить службу вовсе.

Дубровский с крестьянами
(Дубровский с крестьянами)

 Когда молодой барин приезжает в родовое гнездо, в дом своего отца и деревню с крепостными крестьянами, характер его и лучшие качества открываются в полной мере. Это видно даже в уважении крепостных к своему молодому хозяину, полное доверие к нему. Такое доверие не может быть просто рабской привычкой повиноваться, скорее, оно продиктовано уважение к образованности молодого офицера. Подкупает крестьян и решительность, с которой барин берётся за улаживание дел и становится на защиту не только своих интересов, но и всей деревни, всех жителей. Чувствуется та ответственность, которую принимает на себя он после рассказов старого кучера - «Во владение к Кириллу Петровичу! Господи упаси и избави… Не выдавай ты нас, а мы уже за тебя встанем!».

 С интересной и очень привлекательной стороны открывается характер молодого Дубровского и во время его жизни в имении Троекурова под личиной француза-учителя. Бесстрашие и решительность, которое он проявил при встрече с медведем в шуточной комнате, сдержанность и интеллигентность за столом, которая выгодно отличает его от всех присутствующих. Умение легко вальсировать только добавляет шарма к этому образу. В то же время благородство поведения не только в обычных разбойничьих набегах, но даже в обращении с заклятыми врагами, которым он, казалось бы, должен был мстить без сожаления.

 Образ героя в романе

Дефорж и медведь
(Дефорж и медведь)

 Образ Дубровского, созданный гением Пушкин целостный и полный. Изначально его можно полностью сравнить с ироничным высказыванием Троекурова об полицейской ориентировке на поимку разбойника – «По этим приметам не мудрено вам будет отыскать Дубровского. Кто ж не среднего роста, у кого не карие глаза да не прямой нос…» Но постепенно образ вырисовывается психологическими особенностями, которые исподволь дополняются редкими замечаниями о внешности Владимира.

Владимир Дубровский и Маша Троекурова
(Владимир и Маша Троекурова)

На протяжении всего романа, с течением всё более убыстряющегося действия, у читателя складывается полный портрет героя-разбойника, смелого, решительного, справедливого и несчастного, как в своём положении разорённого помещика, так и в любви, волею судьбы разрушенной случайными обстоятельствами. В итоге мы видим романтический образ, который великий поэт создал и по примеру разбойничьих романтических романов Европы, но глубоко национальный. Возможно, этот образ потом станет воплощением других благородных героев, как Пугачев в «Капитанской дочке», Сильвео в «Выстреле» и других знаменитых произведениях классика.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.